Диафрагма

Наверное каждый, кто читал статьи о устройстве фотоаппаратов задавался вопросом – почему в схемах указан объектив с линзами, коробка с чувствительным элементом, даже затвору уделено в описаниях место, а про диафрагму ничего не сказано. Все очень просто: фотоаппарат может снимать без участия диафрагмы. О как! Заинтриговал? :0)

Диафрагма – в прямом понимании это – перегородка. Она, как упоминалось ранее, является экспопарой совместно с выдержкой: можно открыть диафрагму, а выдержку сделать короче, а можно наоборот – длиннее выдержку и меньше относительное отверстие диафрагмы. На первый взгляд экспопара взаимозаменяема – и выдержка и диафрагма влияет на количество пропускаемого света на светочувствительны элемент фотоаппарата, но это только на первый взгляд. На что в первую очередь влияет диафрагма – на глубину резко изображаемого пространства (ГРИП), или говоря проще – глубину резкости. Именно поэтому диафрагма для фотографа является широчайшим творческим рычагом для достижения творческого эффекта.

Я не буду мучать вас заумными словами в духе «диафрагма прямопропорционально квадрату корня…» т.к. на практике все это не помнится. Главное, чтобы вы знали, что диафрагма обозначается буквой f и чем больше цифровое значение диафрагмы, тем меньше относительное отверстие и наоборот. Например, если на объективе с относительным отверстием 2.8 мы поставим значение диафрагмы f /2,8, то это будет значить, что диафрагма на этом объективе будет полностью открыта. И это как раз тот случай, когда диафрагма не участвует в процессе съемки. Свадебные фотографы, да и не только, очень часто снимают на открытую диафрагму. И вообще считается чем значение диафрагмы меньше, тем интереснее рисует объектив.

Немного о ГРИП

Теперь о самом главном. Давайте более детально разберемся с тем, что нам дает увеличение или уменьшение отверстия диафрагмы. Чем меньше отверстие диафрагмы, тем больше глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), кратко – глубина резкости, то есть область четкой фокусировки вокруг снимаемого объекта.

На приведенной ниже фотографии видно, что резкость присутствует по всему полю кадра, хотя я фокусировался на постройке желтого цвета. Это было достигнуто благодаря завышенному значению диафрагмы, за счет чего я повысил глубину резкости.

 

Диафрагма. Высокое значение и глубина резкости

За счет высокого значения диафрагмы была достигнута резкость по всему полю кадра

 

Наиболее эффективный способ управления ГРИП – это регулировка диафрагмы.

С открытой диафрагмой происходит эффект размытия заднего фона. Пример с цветком это ясно демонстрирует. Резкость была наведена на ближний край цветка, а задняя часть кадра получилась красиво размытой и зритель сразу понимает что именно хотел показать им фотограф.

 

Открытая диафрагма

Низкое значение ГРИП

Этот прием нашел широкое применение в портретной фотографии, когда профессиональный фотограф хочет акцентировать внимание зрителя на лице портретируемого, а задняя часть кадра должна быть размыта.

 

фото при открытой диафрагме

За счет низкого ГРИП сразу понимаешь, на что хочет обратить ваше внимание фотограф

 

Хочется отметить еще один немаловажный момент. Низкая глубина резко изображаемого пространства действует не только на расстояние от объекта съемки и в даль, но и в ширину. Этот факт также необходимо учитывать при выборе необходимой диафрагмы. Рассмотрим это на примере. Предположим, что вам необходимо сфотографировать широкий объект, или группу людей стоящих плечем к плечу друг у другу с относительно небольшого расстояния. В случае, если вы вдруг решите сделать кадр с максимально размытым фоном и откроете максимально диафрагму, то будьте готовы к тому, что люди, которые окажутся ближе к краю кадра – будут расфокусированы. Из этого следует сделать вывод, что глубина резкости распространяется во все стороны пространства от фокусной точки расположенной на оптической оси вашего объектива.

 

 

Шкала резкости диафрагмы

С открытой диафрагмой края кадра будут не резкими

 

Итак, из всего сказанного следует отметить, что умелое использование диафрагмы станет для вас хорошим творческим инструментом. Главное понимать, что для съемки пейзажей следует использовать высокие значения диафрагмы, а для съемки портрета будет полезно использовать размытие заднего фона.

Автор Макс Макаров